Размер шрифта:
Цветовая схема:

Публичное обсуждение результатов правоприменительной практики 8 июня 2018 года, начало в 10.00

Место проведения: Воронежская область,  г.Нововоронеж, ул. Космонавтов, д.15, конференц-зал.

 

Доклад

"Правоприменительная практика Межрегионального управления №33 ФМБА России за 1 квартал 2018 года с руководством по соблюдению обязательных требований"

 

I. Общие положения

     Настоящий доклад подготовлен в соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016г. №7, и приказом ФМБА России от 31 января 2018 г. № 20 «Об утверждении плана-графика проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Федерального медико-биологического агентства, руководств по соблюдению обязательных требований на 2018 год».

Основная цель публичных обсуждений правоприменительной практики – это поддержание партнерского конструктивного диалога между бизнес-сообществом и контрольно-надзорным органом по вопросам обеспечения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, реализация информационной политики по работе с предпринимательским сообществом, развитие механизма открытости деятельности Межрегионального управления №33 ФМБА России.

Межрегиональное управление №33 ФМБА России  является территориальным органом  Федерального медико-биологического агентства, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора:

- в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий в соответствии с перечнем организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА;

 - в сфере  обращения донорской крови и ее компонентов на территориях: Воронежской области, Липецкой области,  Белгородской области,  Тамбовской  области.

 

II. Правоприменительная практика

Межрегиональным управлением №33 ФМБА России в  2018 году продолжена работа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности для достижения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории города Нововоронеж и обслуживаемым организациям.

Контрольно-надзорная деятельность реализуется посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (плановые и внеплановые, выездные, документарные), испытаний и экспертиз, рассмотрения жалоб, заявлений, сообщений средств массовой информации и т.д.

В соответствии с нормативно-правовыми  документами по применению риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) Межрегиональным управлением  №33 ФМБА России сформирован реестр подконтрольных субъектов (объектов) с учетом категорий риска.

 В  1 квартале  2017 года Межрегиональным управлением №33 ФМБА России  проведено  11 проверок  (4 плановых,  7 внеплановых),  в том числе по надзору за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства- 7 (2 плановых, 5 внеплановых), за соблюдением законодательства в области  безопасности донорской крови и ее компонентов - 4 (2 плановых проверок, 2 внеплановых проверки).

Количество проверок с выявленными правонарушениями - 4, из них плановых - 2, внеплановых - 2.

В ходе проверок выявлено правонарушений - 19, из них при плановых проверках - 10, при внеплановых проверках - 9.

 По результатам проверок  выявлены наиболее часто встречающиеся нарушения санитарного законодательства:

- не обеспечено осуществление производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил,  (нарушение требований п.1.5 абз.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»);

- рабочие места пользователей ПЭВМ не обеспечены креслами, конструкция которых обеспечивает поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ и позволяет изменять позу, с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины, для предупреждения развития утомления, что является нарушением требований п. 9.6. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным  машинам и организации работы»;

- в нарушение требований п. 3.4. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», и п. 4.4. СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий» площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные)   ниже нормируемой  (4,5 м2).

- в нарушение требований  п.7.2.7. СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" и п. 7.1 пр.2. т.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» напряженность электрического поля  в диапазоне частот от 5 Гц до 2 кГц на рабочих местах пользователей ПЭВМ  значительно превышает нормируемую величину.

Наиболее часто встречающиеся нарушения санитарного законодательства, выявленные на промышленных объектах:

- в нарушение требований п.  10.2.10. таблица П 9.1 приложения 9 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», и п. 6.2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» искусственная освещенность рабочих мест на рабочих местах не отвечает требованиям (отсутствует);

- в нарушение требований п.3.13.9. СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" в организации, не установлен контрольный уровень годовой эффективной дозы облучения персонала группы А и не  согласован с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. (Межрегиональное управление №33 ФМБА России);

- в нарушение требований п.7.1. СанПиН 2.2.3.1384-03 "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ" организация и проведение работ в строительном производстве выполняются без проектов организации строительства и проектов производства работ, разработанных с учетом требований действующей нормативной документации и настоящих санитарных правил;

- в нарушение п. 8.9. СанПиН 2.6.1.3164-14 "Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии" для проведения радиационного контроля за импульсными рентгеновскими дефектоскопами используется дозиметрический прибор, не предназначенный для измерения импульсного рентгеновского излучения;

- в нарушение требований п.8.4.-8.6. "СП 2.6.1.3164-14. Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии и п.6.6. «СП 2.6.1.3241-14. Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при радионуклидной дефектоскопии» не в полном объеме обеспечено осуществление производственного радиационного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний.

 

При проведении в I квартале 2018 г. проверок промышленных предприятий, на которых деятельность персонала связана с воздействием химических и физических (за исключением источников ионизирующего излучения) факторов, а также факторов трудового процесса на АО ВМЗ-филиале ГКНПЦ им. М.В.  Хруничева в числе наиболее часто встречающихся нарушений выявлены следующие:

- результаты измерений эквивалентного уровня звука на рабочих местах не отвечают допустимым значениям  (нарушение СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»);

- работники обеспечены средствами индивидуальной защиты органов слуха, но используют их непостоянно (нарушение п. 2.5, 2.11 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»);

- раковины для мытья рук не обеспечены электрополотенцами, что не соответствует п. 5.7 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования  к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий»;

- отсутствуют комната приёма пищи, гардеробные, что не соответствует требованиям п. 5.1 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий», п. 5.5 СП 44.13330.2011 Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87;

- работники предприятия не обеспечены шкафами для раздельного хранения личной и специальной одежды, что не соответствует требованиям п. 5.1 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий», п. 5.5 СП 44.13330.2011 Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87.

Нарушения, выявленные  в организациях   торговли пищевыми продуктами:

- не обеспечены необходимые температурные и влажностные условия хранения и реализации  пищевых продуктов и продовольственного сырья в магазинах (п. 8.24 СП 2.3.6.1066-01  «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», СанПиН 2.3.2.1324-03   «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов).

 - в нарушение п. 8.24 СП 2.3.6.1066-01  «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» допущена реализация пищевых продуктов с истекшими сроками годности,  с нарушением целостности упаковки, без наличия на этикетке информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о сроках реализации пищевых продуктов.

Осуществление федерального государственного  надзора в сфере обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов

В соответствии с приказом Федерального медико-биологического агентства и Федеральной службы в сфере здравоохранения и социального развития от 3 декабря 2008 года № 533/9600-Пр/08 «Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов», Административным регламентом Федерального медико-биологического агентства по исполнению государственной функции по контролю и надзору в сфере донорства крови и её компонентов, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.09.2011г.  № 1093н  осуществление государственного контроля и надзора в сфере донорства крови и её компонентов на территории Воронежской, Белгородской, Липецкой,Тамбовской областей возложено на Межрегиональное управление № 33 Федерального медико–биологического агентства и его территориальный отдел.

 

Всего по вопросам государственного контроля в сфере обращения донорской крови и ее компонентов под контролем территориального отдела Межрегионального управления № 33 ФМБА России находится 187 объектов, в том числе: объектов в  Воронежской области – 65, в Белгородской области 43, в Липецкой области –36, в Тамбовской области –43.

Виды и типы подконтрольных субъектов (объектов) на 2018 год:

1. Организации здравоохранения, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, транспортировку и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов:

         - станции переливания крови – 6;

2. Структурные подразделения организаций здравоохранения, осуществляющие оказание медицинской помощи, заготовку, переработку, хранение донорской крови, ее компонентов, организацию трансфузионной терапии

         - отделения переливания крови (трансфузиологические отделения), больницы, заготавливающие кровь – 1;

3.  Структурные подразделения организаций здравоохранения, осуществляющие транспортировку, хранение компонентов крови, организацию трансфузионной терапии:

- трансфузиологические кабинеты (кабинеты переливания крови) – 180.

 

За 1 квартал 2018 г. специалистами территориального отдела Межрегионального управления № 33 ФМБА России по обеспечению безопасности донорской крови и (или) её компонентов было проведено 4 проверки, из них плановых проверок – 2, что составило 50% от общего количества проверок по службе крови за 1квартал 2018 года, внеплановых по выполнению предписаний –2, что составило 50%. . В результате мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований в сфере донорства крови и ее компонентов в медицинской организации ГУЗ  «Липецкая городская больница №6 им. В.В. Макущенко» специалистами Управления выявлены следующие нарушения законодательства:

-Выявлено нарушение требований пункта 3 приложения № 2 (перечень оборудования для оснащения организаций здравоохранения (структурных подразделений), осуществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов), утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 28 марта 2012 г. № 278н: отсутствует оборудование, необходимое для осуществления деятельности по хранению донорской крови и ее компонентов (морозильник медицинский для хранения свежезамороженной плазмы);

 

По выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере донорства крови и ее компонентов.

Внеплановые проверки, при проведении которых выявлены правонарушения в 1 квартале 2018 году отсутствуют.

Случаев невыполнения предписаний органа государственного контроля выданных юридическим лицам по итогам проведения планового контроля не зарегистрировано, в связи с чем, по статье 19.5 КоАП РФ в 1 квартале 2018 года дел об административных правонарушений в территориальном отделе Межрегионального управления № 33 ФМБА России не возбуждалось.

 

Посттрансфузионных реакций и осложнений у реципиентов в 1 квартале 2018года не зарегистрировано. Перечень подлежащих регистрации посттрансфузионных осложнений и рекомендуемая форма уведомления о реакциях и осложнениях определена приказом Минздрава России от 02.04.2013 № 183н «Об утверждении правил клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов».

 

 III. Административная практика

 

По результатам проверок Межрегионального управления №33 ФМБА России выдано  3 предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, составлено 7 протоколов об административном правонарушении.

В  I квартале 2018 года специалистами Межрегионального управления №33 ФМБА России возбуждено 7 дел об административном правонарушении, из них в отношении должностных лиц-6, в отношении юридического лица- 1 дело, 8 дел об административном правонарушении  возбуждено органами прокуратуры города.

Межрегиональным управлением №33 ФМБА России 1 дело об административном правонарушении передано в суд по причине не выполнения предписаний об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований.

Межрегиональным управлением № 33 ФМБА России  вынесено  7 постановлений по возбужденным делам, наложено 7 штрафов.         

Все 7 наложенных штрафов возбуждены  по ст. 6.3 КоАП РФ "нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий", в том числе 1 штраф наложен на юридическое лицо,  6 штрафов - на должностных лиц.

Общая сумма административных штрафов в I квартале 2018 года составила 13,5 тыс. рублей.

В  I квартале 2018 года взыскано 7 штрафов  на сумму 13,5 тыс. рублей.

Результаты действия (бездействия) Межрегионального управления №33 ФМБА России и его должностных лиц в  1 квартале 2018 года в административном и судебном порядке не оспаривались.

 

IV. Руководство по соблюдению обязательных требований

 

Одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

С целью соблюдения указанных прав хозяйствующие субъекты обязаны исполнять требования федерального законодательства.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

·                   выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

·                   разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

·                      обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

·                      осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

·                      проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

·                      своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

·        осуществлять гигиеническое обучение работников.

 

С 01.01.2017 вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ, которым были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон).

1. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона на официальных сайтах органов государственного контроля в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля размещаются перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля, а также тексты соответствующих нормативных правовых актов.

Перечень нормативных правовых актов, исполнение которых проверяется ФМБА России, утвержден приказом ФМБА России от 30.12.2016 № 288 «Об утверждении Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю ФМБА России и его территориальными органами».

Перечень нормативных правовых актов и их тексты размещены на официальном сайте ФМБА России в подразделе «Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю» раздела «Документы» по адресу: http://fmbaros.ru/documen/documen_perech/.

Комментарии и предложения в отношении содержания перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий при осуществлении государственного контроля за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, могут быть направлены заинтересованными лицами через форму обратной связи по адресу: http://fmbaros.ru/documen/documen_perech/.

2. В соответствии со ст. 8.2 Федерального закона, в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства о донорстве крови и ее компонентов на 2017 год, предусмотренная ч. 1 ст.8.2 Закона № 294-ФЗ, утверждена приказом ФМБА России от 17.02.2017 № 24 и опубликована на сайте ФМБА России в подразделе «Нормативные правовые документы ФМБА России» раздела «Документы».

3. В соответствии с ч. 5 ст. 8.2 Федерального закона предусмотрено направление органами государственного контроля юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований при наличии у органа государственного контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтверждённые данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.

Порядок и сроки составления и направления предостережений, порядок подачи подконтрольным субъектом возражений на такое предостережение и сроки их рассмотрения органом государственного контроля, содержание предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований утверждены постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166.

4. В соответствии со ст. 8.3 Федерального закона определены основные понятия мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

К мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями относятся, в том числе:

1) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

2) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

По результатам таких мероприятий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям может быть направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

В случае выявления при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений обязательных требований должностные лица органа государственного контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют письменное мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях, которое является основанием для проведения внеплановой проверки согласно новой редакции п. 2 ч. 2 ст.10 Федерального закона.

5. В соответствии с ч. 11.1 - 11.5 ст. 9 Федерального закона введены положения об использовании органами государственного контроля при проведении плановых проверок проверочных листов (списков контрольных вопросов).

Общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов) утверждены постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 № 177.

6. Вступили в силу и положения ч. 8 ст. 8.1 Федерального закона об использовании индикаторов риска нарушения обязательных требований.

В соответствии с указанной нормой, Положениями о видах федерального государственного контроля, указанных в ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона, может быть предусмотрено использование органами государственного контроля для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю, индикаторов риска нарушения обязательных требований. Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и подлежат размещению в сети «Интернет».

ФМБА России ведет работу по определению индикаторов риска нарушения обязательных требований законодательства о донорстве крови и ее компонентов.

7. В соответствии с ч. 12 ст. 9ч. 16 ст. 10 Федерального закона уточнены способы возможного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении проверки.

Так, установлено, что проверяемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки (за 24 часа до проведения внеплановой выездной проверки) посредством направления копии распоряжения или приказа о проведении проверки посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля.

8. В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона вступили в силу положения, регламентирующие порядок рассмотрения анонимных обращений, которые не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки, если последние не позволяют установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, а также если такие обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 10Федерального закона.

В частности, установлено, что в случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Ч. 3.2 ст. 10 Федерального закона предусмотрена процедура предварительной проверки поступивших обращений.

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо причинении вреда окружающей среде (возникновении такой угрозы) уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.

В ходе проведения предварительной проверки:

1) принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию;

2) проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля;

3) при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля.

В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Федерального закона, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

9. В ч. 3.43.5 ст. 10 Федерального закона урегулирован порядок действий органа государственного контроля при установлении анонимности или недостоверности обращения.

По решению руководителя, заместителя руководителя ФМБА России (территориального органа ФМБА России) предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

Кроме того, орган государственного контроля вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя расходов, понесённых таким органом в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.

10. В ч. 10 ст. 11 Федерального закона введена норма по запрету на истребование от юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении выездной проверки документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки.

11. В соответствии с ч. 7 ст. 12 вступили в силу положения, определяющие порядок действий органа государственного контроля в случае невозможности проведения проверки, положения, предусматривающие составление акта о невозможности проведения проверки.

В частности, должностное лицо органа государственного контроля составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности ее проведения в случаях, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с:

1) отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица;

2) фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем;

3) иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки.

При этом необходимо отметить, что при выявлении виновных действий проверяемых лиц, направленных на воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, ФМБА России (территориальным органам ФМБА России) возбуждается дело об административном правонарушении по ст. 19.4.1 КоАП РФ с направлением соответствующих материалов для рассмотрения в суд.

Кроме того, орган государственного контроля в течение трёх месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такого юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

12. В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона установлены требования к содержанию и форме распоряжения (приказа) о проведении проверки, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (Минэкономразвития России).

С целью реализации данных изменений Минэкономразвития России издан приказ от 30.09.2016 № 620 «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Данным документом изменена типовая форма приказа (распоряжения) о проведении проверки.

13. В ч. 9 ст. 15 Федерального закона предусмотрено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.

Вместе с тем, орган государственного контроля после издания распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

 

Государственный контроль за обеспечением безопасности

донорской крови и ее компонентов

 

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» государственный контроль в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов включает в себя:

1) лицензионный контроль при осуществлении федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в сфере здравоохранения, и в рамках переданных полномочий уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицензирования медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

2) государственный контроль за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов при осуществлении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации деятельности службы крови, контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с Административным регламентом Федерального медико-биологического агентства по исполнению государственной функции по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.09.2011 № 1093н в рамках исполнения государственного контроля за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов устанавливаются следующие административные процедуры:

1) Получение и анализ сведений о соблюдении организациями здравоохранения, науки и образования, а также их структурными подразделениями, осуществляющими заготовку, переработку, хранение, транспортировку, применение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, обязательных требований в сфере донорства крови и ее компонентов;

2) Проведение проверок осуществления организациями здравоохранения, науки и образования, а также их структурными подразделениями, осуществляющими заготовку, переработку, хранение, транспортировку, применение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, деятельности в сфере донорства крови и ее компонентов.

Административная процедура «Получение и анализ сведений о соблюдении организациями здравоохранения, науки и образования, а также их структурными подразделениями, осуществляющими заготовку, переработку, хранение, транспортировку, применение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, обязательных требований в сфере донорства крови и ее компонентов» осуществляется постоянно.

Федеральное медико-биологическое агентство и территориальные органы ФМБА России осуществляют сбор и анализ:

1) идентификационных данных об организациях здравоохранения, включая идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, дата государственной регистрации юридического лица, наименование структурных подразделений, осуществляющих заготовку, переработку, хранение, транспортировку, применение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, номер и дата выдачи лицензии на осуществление медицинской деятельности по забору, заготовке, хранению донорской крови и ее компонентов, транспортировке донорской крови и ее компонентов, трансфузиологии;

2) рекламаций и жалоб на несоблюдение обязательных требований организациями здравоохранения;

3) сведений о посттрансфузионных осложнениях, возникших вследствие деятельности организаций здравоохранения.

Федеральное медико-биологическое агентство получает сведения, необходимые для планирования исполнения государственной функции территориальными органами ФМБА России:

1) от органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации о деятельности организаций здравоохранения на территории субъекта;

2) от федеральных органов исполнительной власти, имеющих подведомственные организации здравоохранения;

3) от организаций здравоохранения;

4) от Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения;

5) от территориальных органов ФМБА России.

Административная процедура «Проведение проверок осуществления организациями здравоохранения, науки и образования, а также их структурными подразделениями, осуществляющими заготовку, переработку, хранение, транспортировку, применение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, деятельности в сфере донорства крови и ее компонентов» осуществляется в ходе плановых и внеплановых, выездных и документарных проверок соблюдения обязательных требований организациями здравоохранения.

 

Введены в действие новые документы в области обеспечения снаитарно-эпидемиологического благополучия;:

 С 01.05.2018г. введены в действие новые санитарные правила СП 3.1.3525-18 «Профилактика ветряной оспы и опоясывающего лишая».

СанПиН 2.6.1.3488-17 "Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками";

          СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение";

          СП 3.1.1.3473-17 "Профилактика брюшного тифа и паратифов"

          СП 2.2.1.3471-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности персонала предприятий и населения прилегающих территорий при испытании и утилизации зарядов ракетных двигателей на твердом топливе методом сжигания"

          СП 3.1.7.3465-17 "Профилактика чумы"

  ГН 2.1.6.3403-16 "Предельно допустимая концентрация (ПДК) 1,1-диметилгидразина в атмосферном воздухе населенных мест"

          ГН 2.1.6.3467-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) микроорганизмов-продуцентов и компонентов бактериальных препаратов в атмосферном воздухе населенных мест"

          ГН 2.2.6.3468-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) микроорганизмов-продуцентов и компонентов бактериальных препаратов в воздухе рабочей зоны"

          ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений"

 Внесены изменения в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.1.3108-13 "Профилактика острых кишечных инфекций" в пункт 4.2  и СП дополнены п. 10.6.2.  (действие с 01.01.2018г.)

 Изменения внесены в  части лабораторного обследования больных с клиникой острых кишечных инфекций и персонала  детских оздоровительных организациях, деятельность  которого связана с производством, хранением, транспортировкой, реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, эксплуатацией водопроводных сооружений, работой на пищеблоках.

         Так, однократному лабораторному обследованию с целью определения возбудителей острых кишечных инфекций бактериальной и вирусной этиологии в оздоровительных организациях для детей перед началом оздоровительного сезона и  при поступлении на работу в течение оздоровительного сезона,  подлежит персонал  пищеблоков, деятельность которого связана с производством, хранением, транспортировкой, реализацией пищевых продуктов и питьевой воды и  лица, осуществляющие эксплуатацию водопроводных сооружений.

Постановлением главного государственного врача Российской Федерации от 14.12.2017г. №156 признаны утратившими силу 29 нормативно-правовых актов:

 Санитарные правила и нормы по устройству и эксплуатации теплиц и тепличных комбинатов, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 26.06.1991 N 5791-91;

 Предельно допустимые уровни плотности потока энергии, создаваемой микроволновыми печами, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 16.02.1983 N 2666-83;

 Санитарные правила для авиационно-технических баз эксплуатационных предприятий гражданской авиации, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 01.09.1989 N 5059-89;

 Санитарные правила при работе со ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 04.04.1988 N 4607-88;

 Санитарные правила для животноводческих предприятий, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 31.12.1987 N 4542-87;

 Санитарные правила по устройству и эксплуатации водозаборов с системой искусственного пополнения подземных вод хозяйственно-питьевого назначения, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 26.03.1979 N 1974-79;

 Санитарные правила устройства и эксплуатации отделений (кабинетов) для отпуска внутренних непитьевых бальнеотерапевтических процедур, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 20.03.1975 N 1234-75;

 Санитарные правила устройства и содержания сливных станций, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 10.01.1975 N 1216-75;

 Санитарные правила и нормы по производству и применению товаров бытовой химии, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 12.08.1991 N 6026 Б-91;

 Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации водохранилищ, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 01.07.1985 N 3907-85;

 Санитарные нормы допустимой громкости звучания звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 07.07.1987 N 4396-87;

 Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 23.02.1984 N 2971-84;

 Правила и нормы по промышленной санитарии для строительства и эксплуатации заводов шинной промышленности, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 01.03.1974 N 1148-74;

 Санитарные правила при работе с бериллием и его соединениями, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 16.11.1972 N 993-72);

 Санитарные правила для производств свинецсодержащих, селенсодержащих и марганецсодержащих сталей, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 31.07.1991 N 5806-91;

 Санитарные правила по устройству тракторов и сельскохозяйственных машин, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 28.04.1987 N 4282-87;

 Санитарные правила на устройство и эксплуатацию оборудования для плазменной обработки материалов, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 13.12.1985 N 4053-85;

 Санитарные правила по устройству, оборудованию и эксплуатации цехов производства литья по пенополистироловым моделям, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 10.05.1979 N 1981-79;

 Гигиенические требования к машинам и механизмам, применяемым при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 19.02.1979 N 1964-79;

 Санитарные правила по устройству и оборудованию кабин машинистов кранов, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 08.12.1974 N 1204-74, с изменениями, внесенными Главным государственным санитарным врачом СССР 16.11.1976 N 1520-76;

 Санитарные правила при транспортировке и работе с пеками, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 23.11.1973 N 1131-73;

 Гигиенические требования к горным машинам и механизмам для угольных шахт, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 20.08.1973 N 1115-73;

 Единые санитарные правила для предприятий (производственных объединений), цехов и участков, предназначенных для использования труда инвалидов и пенсионеров по старости, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 01.03.1983 N 2672-83;

 Санитарные нормы ультрафиолетового излучения в производственных помещениях, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 23.02.1988 N 4557-88;

 Санитарные нормы и правила по ограничению вибрации и шума на рабочих местах тракторов, сельскохозяйственных мелиоративных, строительно-дорожных машин и грузового автотранспорта, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 18.05.1973 N 1102-73;

 Гигиенические требования при работе с ядовитыми змеями, их ядами в герпетологических лабораториях, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 01.04.1970 N 843-70;

 Гигиенические требования к реконструкции химических производств, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 22.10.1991 N 6025-91;

 Санитарные правила устройства, содержания и организации режима пионерских лагерей, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 30.09.1975 N 1355-75;

 Постановление Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от 31.10.1996 N 44 "Об утверждении СанПиН 2.2.3.570-96 "Гигиенические требования к предприятиям угольной промышленности и организации работ".

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям подконтрольных объектов необходимо:

- откорректировать перечни нормативно-правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия,

- ознакомить заинтересованных лиц с требованиями введенных в действие санитарных правил и гигиенических нормативов,

- внести соответствующие изменения в программы (планы) производственного контроля, рабочие инструкции, алгоритмы действий и иные локальные документы.